Тверская областная общественная организация ветеранов государственной гражданской и муниципальной службы


Главная / Социальные проекты (социальные программы) / Кодекс этики государственных и муниципальных служащих / Вопросы деловой этики муниципальных служащих / Глава III. Формирование антикоррупционной культуры - составной части профессиональной этики муниципальных служащих / Заключение

Заключение

Традиционная структура гражданской,  в том числе,  муниципальной  службы с пирамидальным и линейным устройством, с распорядительными методами администрирования, складывалась веками, и в относительно неизменном виде существовала до второй половины ХХ века. Проблемы возникли с вступлением мира в цивилизацию индустриального общества и переходом к постиндустриальной цивилизации. Страны Западной Европы и Америка достигли индустриальной стадии развития к 30-м годам ХХ века, но за время второй мировой войны были отброшены в своём развитии назад. К 50-м гг. большинство стран восстановили свой потенциал, и начался переход к постиндустриальному обществу. Процессы, происходящие в мире, усложнились. Преобразования не просто ускорились, а спрессовались. Существенно осложнило положение и проявление глобальных проблем человечества (экологический кризис, накопление запасов оружия массового поражения и т.д.). Традиционная этика гражданской  службы, сформировавшаяся за предшествующую историю, во многом перестала работать, выполнять свои функции регулятора отношений как внутри службы, так и в отношениях служащих с населением. Она перестала успевать за быстро меняющейся ситуацией.

         В изменении этики государственной  и  муниципальной службы оформилось несколько тенденций, которые являются предметом осмысления, как учёными, так и практиками, занимающимися проблемами развития морали в сфере государственного  и  муниципального  управления.

Основные направления, по которым происходили изменения в традиционной системе государственной  и муниципальной  службы:

  • Изменения в организационной стороне;
  • Появление штабных подразделений (в администрации президента есть социологический центр). Появление института советников;
  • Появление вне традиционной структуры управления подразделений, организованных по матричному типу, для работы над проектами;
  • Перераспределение функций между уровнями управления в сторону увеличения прав и возможностей на уровне территорий (децентрализация управления);
  • Наращивание   заботы о потребностях людей и  выполнении социальных гарантий населению. Это связано с нарастанием кризисных явлений в мировой экономике;
  • Значительное и очень быстрое преобразование технической оснащённости деятельности муниципальной   службы (компьютеризация деятельности, образование единых коммуникативных систем, связь), изменение всей системы канцелярских предметов, оснащения. Такое преобразование, с одной стороны, труд упростило, а с другой - поставило перед большими отрядами служащих совершенно новые проблемы, в том числе переосмысление характера ответственности, необходимость приобретения новых навыков в принятии решений, в понимании своего долга и т.д.;
  • Сращивание этики муниципальной  службы и этики (морали) политики.

         Основными причинами перечисленных изменений служат прежде всего цивилизационные изменения, такие, как глобализация экономики и потеря малыми и средними городами  налогооблагаемой базы;

          Процессы дефедерализации и децентрализации управления в системе государственной службы и муниципального управления и формирование большей автономности деятельности органов управления на местах; продолжающееся в условиях перехода в постиндустриальную цивилизацию расслоение общества на всё меньшие по численности и существенно различающиеся по интересам слои и группы населения.

         В этих  условиях  деятельность   государственных и муниципальных   служащих  приобретает   очень  важную  роль,   поскольку   государственный и муниципальный  служащий -  это  лицо   государства.