Тверская областная общественная организация ветеранов государственной гражданской и муниципальной службы


Главная / Социальные проекты (социальные программы) / Реформирование ЖКХ – поддержка ветеранов / Что мешает, в чём причины низкого уровня перехода СП на саморегулирование, в частности - низкого уровня перехода СП к созданию ТСЖ, и как активизировать в МКД процесс выбора одного из способов УМКД, в частности – ТСЖ.

Что мешает, в чём причины низкого уровня перехода СП на саморегулирование, в частности - низкого уровня перехода СП к созданию ТСЖ, и как активизировать в МКД процесс выбора одного из способов УМКД, в частности – ТСЖ.

У вялого отношения СП к самоорганизации в ЖК секторе есть разные причины.
К ним можно отнести:
  • непонимание того, что переход к системе самоуправления МКД – это неизбежность нового времени;
  • инертность определённой части СП в отношении перестройки своего сознания к реформе ЖКХ в рамках ЖК РФ и иных ЗНПА;
  • безынициативность СП в отношении коллективных сборов для решения общедомовых вопросов;
  • неведение в отношении особенностей разных форм УМКД;
  • отсутствие публичности в отношении сведений об организациях, которые могут управлять МКД;
  • отсутствие практики, навыков, знаний в организации и осуществлении УМКД своими силами;
  • сохранение иждивенческих настроений в отношении организации и осуществления жилищно-коммунальной деятельности в МКД;
  • отсутствие у СП настольных информационно-разъяснительных и рекомендательных материалов по вопросам организации УМКД;
  • низкий уровень просветительства СП по каждому МКД

УМКД – поэтапный процесс: это стадия организации выбора способа управления своим МКД, это стадия подготовки к практическому осуществлению УМКД, это этап практического осуществления УМКД. в каждой стадии есть свои процедуры. Попробуем смоделировать ситуацию с последовательностью основных действий, связанных с организацией и осуществлением выбора способа УМКД. Если сознательно влиять на упорядочение и\или совершенствование этого процесса, тогда удастся обеспечить реальное ускорение дел и по образованию ТСЖ, и по УМКД через частные УО.

Новый ЖК РФ декларирует, что УМКД и его организация – дело СП.

Сегодня ДЕЗы, разные ЖКК и ЖЭУ, разные управляющие организации (УО) в отличие от СП обладают уже сложившимися ресурсами: управленческими, кадровыми, материальной базой, опытом, связями. Сегодня СП без должной подготовки и без специальных знаний сложно вступать в конкурентную коммунально-управленческую жизнь.

Какими путями можно и надо бы преодолеть такую проблему?

Главными, важными, насущными задачами СП в любом МКД для организации управления своими домами (ОУМКД) являются:
  • необходимость и неизбежность овладевания знаниями по ОУМКД. Понятно, что каждый СП должен знать, что такое «управлять своим МКД», из чего это складывается, кто и как в этом участвует, что и как при этом надо делать, т.е. знать всю «поднаготную» в управлении жилищно-коммунальной деятельностью в МКД;
  • другая задача связана с неизбежностью преодоления пассивности и равнодушия СП в отношении необходимости изменения своих подходов к созданию условий для проживания в МКД; в отношении преодоления инертности и определённого иждивенчества, сохраняющихся от прежних времён, когда все жители полностью полагались на ЖКО, ЖЭУ и иные ЖККонторы;. 
  • 3-я задача связана с необходимостью преодоления апатии большинства СП в отношении изменения порядка ведения ЖКХ в своём МКД:
  • ещё задача - необходимость адаптации СП к новым требованиям организации своего проживания в МКД в соответствии с действующими ЗНПА;

По сути дела, основная причина неуспехов в подготовке и продвижении процесса ОУМКД заключается в том, что для многих СП понятие «УМКД» до сих пор остаётся эфемерным; в том, что определённая часть СП конкретного МКД имеет смутное представление о существе УМКД, и в том, что значительная часть СП МКД не хочет ничего менять («тель-кель») в организации своего коллективного жития, и поэтому они всегда игнорирует сборы на общие собрания жителей своего МКД.
Причина состоит и в том, что у большинства СП отсутствует опыт и мало специальных знаний по вопросам УМКД.
Но судя по всему, главная причина прячется и в том, что не в каждом конкретном МКД есть такие активные жители (СП), которые сознательно проявляют намерения в интересах всех СП этого МКД заняться организацией саморегулирования проживания в таком МКД (т.е., заняться созданием ТСЖ и организацией его деятельности или взяться за выбор УО и организацию контроля её деятельности).

Что произойдёт, может произойти, если в МКД «не проснутся» СП ?

Вариант1 – по инициативе какой-либо УО будет организовано заочное голосование среди СП конкретного МКД по передаче этой УО полномочий на УМКД. В этом случае у СП есть возможность влиять на качество УМКД, на качество деятельности данной УО.

Однако в рамках варианта 1, пользуясь пассивностью жителей, иногда практикуется навязывание «своих» УО или называния некоторыми организациями себя в качестве УО путём проведения упрощённой и непрозрачной процедуры заочного голосования среди СП в МКД с включением в повестку для голосования всего 2-х вопросов: «о наделении новой УО полномочиями» и « об утверждении редакции ДУ МКД, подготовленной новой УО». А где же изначальные вопросы: где вопрос о выборе способа управления МКД, где вопрос об условиях СП для заключения ДУ МКД.

Вариант 2 – УО будет назначена ОМСУ по результатам конкурса без учёта воли СП. В этом случае у СП шансы влияния на процесс, на уровень управления своим МКД иллюзорны, т.к. условия УМКД, условия заключения договора на УМКД согласно ст.161 п.5 будут установлены ОМСУ.

В рамках варианта 2, пользуясь инертностью СП, есть негласная практика патерналистского подхода на местах к процессу ОУМКД. При таком подходе, если СП бездействуют, в отношении них ничего не предпринимается (ни проповедования ЖК РФ, ни агитации, ни убеждения, ни ликбеза, ни просвещения по процедурам ОУМКД и т.п.), а УО возникнет на конкурсной основе. При этом СП не потребуется ни думать, ни заботиться о ВСУ, об организации общих собраний, ни о подготовке к УМКД. То есть для СП всё остаётся как есть, только меняется название прежней обслуживающей организации на новую управляющую организацию.

И вариант 1, и вариант 2 - это не что иное, как сознательноё упрощение процесса реализации положений ЖК РФ и ФЗ-185 об организации УМКД. Ведь при таком упрощенном подходе не надо нести никаких процедурных забот по организации ОУМКД. При таком подходе без особых усилий будет наращиваться количество МКД с их управлением посредством частных УО. Но, во-первых, не будет зримого, сознательного движения СП к самоуправлению своих МКД; во-вторых, не будет реального выполнения условий ФЗ-185 об увеличении числа МКД, в которых СП стремятся к образованию ТСЖ., а невыполнение условия ФЗ-185 по количеству МКД с ТСЖ – это однозначный отказ в возможном предоставлении финансовой поддержки на КР МКД.

Для сознательной части СП такое развитие ситуации означает, что придётся-таки разобраться с выбором достойного способа УМКД, с механизмом достойной формы самоорганизации в МКД.

В «спящих» МКД требуется решать серьёзную задачу – должно пробудиться сознание СП в необходимости добровольно и активно взяться за самоорганизацию жития в своём МКД. Для этого СП должны узнать из чего состоит и с чем связано УМКД. Чем выше осознание СП полезности самоорганизации для управления своим МКД, чем шире представления СП о неоспоримых преимуществах самостоятельного УМКД, тем успешнее пойдёт процесс выбора нужного способа УМКД.

Как гражданам можно справиться с трудностями перехода к новым формам управления своими МКД ?

Представляется, что для активизации процедуры ВСУ МКД следовало бы:
  • создать информационно-рекомендательную базу по вопросу ВСУ МКД;
  • решить задачу просветительства жителей МКД в вопросе ВСУ МКД.

Чтобы управлять МКД через ТСЖ – надо про управление домами и знать всё, и уметь всё. Чтобы управлять МКД через УО - знать всё и уметь всё обязаны УО, а СП должны знать всё, а уметь то, что требуется для организации и осуществления контроля деятельности УО, и уметь принимать решения на ОССП.

Будь у СП и у актива МКД достаточный объём настольных публичных рекомендательно-разъяснительных материалов по ОУМКД, тогда во многих МКД нашлись бы в добровольцы на занятие управлением своим МКД. Во всяком случае, вероятность реальных намерений к самоорганизации в УМКД, к образованию ТСЖ, возрастёт. Значит задача и СП, и актива МКД – найти, разыскать нужные РРМ.

При этом и СП, и домовому активу надо составить перечень действующих ЗНПА, регламентирующих вопросы УМКД. Несомненную помощь в формировании такого Перечня может оказать ОМСУ, тем более, что ст. 14 п.1.3 ФЗ-185 и ст.165 п.2 ЖК РФ обязывает СРФ ОМСУ принять НПА, предусматривающие формирование благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ, обязывает ОМСУ обеспечить равные условия для деятельности УО.

В ЖК РФ многократно отражена обязанность издания различных документов на федеральном уровне; много документов в соответствии с ЖК должно быть подготовлено ОИВ и ОМСУ на региональном уровне. Ещё ряд актов на уровне ПРФ и региональных ОГВ вытекают из ФЗ ОРТ ОКК и поправок к нему. Кроме того, существует множество разных законодательно-нормативно-правовых актов (ЗНПА) по энергетике, в которых в той или иной мере отражены вопросы, связанные с энергоснабжением потребителей-населения. Всех таких ЗНПА, в той или иной мере связанных с вопросами УМКД, набирается не менее сотни.

Мало вероятно, что такой объём ЗНПА (во многие из которых периодически вносятся изменения) попадёт в поле зрения большинства СП. И тем более, нереально рассчитывать, что все СП будут иметь в качестве настольных документов такое количество законодательно-нормативно-правовых актов (ЗНПА), отражающих в той или иной мере вопросы ОУМКД.

Во многих ЗНПА отражаются положения в отношении однородных вопросов УМКД. Однако разыскивать нужное в обилии ЗНПА для большинства СП - дело малореальное. А делать это нужно для действенной правовой организации УМКД.

Значит, у актива МКД появляется задача - делать соответствующие выборки из действующих ЗНПА по различным направлениям деятельности по УМКД и, обобщая, превращать их в тематические мониторинги организационно-правовой базы (МОПБ).

Многие ЗНПА регламентируют в той или иной мере вопросы ОУМКД. Но есть аспекты, которые в них не отражены, но являются насущными, существенными. А как поступать – большинство СП не знает. К таким малоизвестным СП особенностям организации УМКД, особенностям, присущим каждому МКД, относятся, например, такие:
  • в чём кроются преимущества и недостатки разных способов УМКД;
  • каковы риски от существующих способов УМКД;
  • какому способу УМКД стоит отдать предпочтение и какой из них соответствует наиболее эффективному механизму управления жилищным фондом;
  • каковы критерии публичного определения деловой репутации ТСЖ и существующих в городе УО для их выбора для УМКД;
  • каковы должны быть правовые условия и каков должен быть публичный порядок и организации и осуществления изменения способа УМКД и\или смены УО;
Если есть такие ЗНПА с белыми пятнами в отношении ОУМКД, то актив МКД видимо должен быть реально заинтересован в подготовке необходимых и достаточных наборов сопутствующих материалов по стимулировании процесса ОУМКД, по его совершенствованию и упорядочению.