|
||||||||
|
ГлавнаяСоциальные проекты (социальные программы)Кодекс этики государственных и муниципальных служащихВопросы деловой этики муниципальных служащихГлава III. Формирование антикоррупционной культуры - составной части профессиональной этики муниципальных служащихПрофилактика коррупционных рисков в сфере государственного и муниципального управления | ||
Профилактика коррупционных рисков в сфере государственного и муниципального управленияРеальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому помимо уголовно-правовых мер важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам. Идентификация, мониторинг и профилактика коррупциогенных рисков в сфере государственного и муниципального управления Коррупционный риск - совокупность условий и факторов, определяющих возможность самостоятельного выбора государственным либо муниципальным служащим любого варианта поведения (принимаемого решения) и создающих вследствие совершения ими коррупционного правонарушения опасность наступления негативных последствий для жизненно важных интересов личности, общества, государства. В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно: - наличие полномочий, связанных с распределением значительных - высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы; - высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями. В сфере государственной и муниципальной службы наиболее характерны следующие виды коррупции:
Повышение прозрачности государственного и муниципального управления, в том числе на обеспечение свободы информации и создание «обратной связи» с обществом с целью получения сигналов о нарушениях. Прозрачность государственного управления и свобода информации являются важнейшими условиями для профилактики коррупции и обеспечения честного и эффективного распоряжения национальными ресурсами в интересах общества. Очень важно обеспечивать открытость и прозрачность органов власти, чтобы граждане имели возможность узнать, на что расходуются их деньги. Информация о том, как организация функционирует, и как принимаются решения, составляет важный элемент борьбы с коррупцией. Одним из инструментов такой работы является последовательное внедрение системы «Электронного правительства». Органы государственной власти и муниципального управления должны совершенствовать свои связи с общественностью и средствами массовой информации, в том числе использовать их для того, чтобы активно пропагандировать практические результаты своей работы, свидетельствующие об успехах в борьбе с коррупцией. Необходимо активизировать разработку и совершенствование законодательства, касающегося сигнализирования о нарушениях. В частности, необходимо сделать ясной и простой процедуру подачи жалоб гражданами в тех случаях, когда они сталкиваются с вымогательством взяток или просьбами о «пожертвовании» со стороны государственных и муниципальных чиновников, либо когда им становится известно о сговоре или иных коррупционных действиях, как в частном, так и в государственном секторе. Одновременно важно оперативно расследовать такого рода обращения и обеспечить защиту граждан от возможного преследования со стороны коррумпированных чиновников. Одним из эффективных инструментов может стать создание общественного объединения (ассоциации, союза) для осуществления противодействия коррупции и представления интересов лиц, столкнувшихся с фактами коррупции. Кроме того, внутри самих организаций государственного и муниципального управления необходимо создать систему эффективной защиты и безопасности лиц, которые являются свидетелями коррупционных деяний и принимают участие в рассмотрении дел, связанных с такими деяниями.
Совершенствование системы государственного контроля Недостатки в системе внешнего и внутреннего государственного контроля за расходованием средств федерального бюджета, включая средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, создают возможности для коррупции. В целях профилактики рисков коррупции и финансовых нарушений необходимо систематически проводить оценку эффективности систем внутреннего финансового контроля и антикоррупционной безопасности в органах государственного и муниципального управления. Методика оценки качества внутренних систем профилактики (предупреждения) коррупционных рисков в органах государственного и муниципального управления (включая порядок соответствующих проверок) могла бы включать в себя следующие критерии:
|
| ||
| ||
|