Тверская областная общественная организация ветеранов государственной гражданской и муниципальной службы


Главная / Социальные проекты (социальные программы) / Кодекс этики государственных и муниципальных служащих / Вопросы деловой этики муниципальных служащих / Глава III. Формирование антикоррупционной культуры - составной части профессиональной этики муниципальных служащих / Профилактика коррупционных рисков в сфере государственного и муниципального управления

Профилактика коррупционных рисков в сфере государственного и муниципального управления

Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому помимо уголовно-правовых мер важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам.

Идентификация, мониторинг и профилактика коррупциогенных рисков в сфере государственного и муниципального управления

Коррупционный риск - совокупность условий и факторов, определяющих возможность самостоятельного выбора государственным либо муниципальным служащим любого варианта поведения (принимаемого решения) и создающих вследствие совершения ими коррупционного правонарушения опасность наступления негативных последствий для жизненно важных интересов личности, общества, государства.

В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:

-  наличие полномочий, связанных с распределением значительных
финансовых средств;

-  высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;

-  высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.

В сфере государственной и муниципальной службы наиболее характерны следующие виды коррупции:    

  • участие высших должностных лиц в бизнесе, занятие предпринимательской деятельностью;
  • лоббирование (продвижение частных интересов);
  • торговля инсайдерской информацией;
  • взятки при реализации контрольных и надзорных функций;
  • взятки за назначение на коррупционно опасные должности;
  • взятки за более качественное исполнение должностных обязанностей;
  • взятки за неисполнение должностных обязанностей, непринятие за вознаграждение мер к коррупционерам и др.

Повышение прозрачности государственного и муниципального управления, в том числе на обеспечение свободы информации и создание «обратной связи» с обществом с целью получения сигналов о нарушениях.

Прозрачность государственного управления и свобода информации являются важнейшими условиями для профилактики коррупции и обеспечения честного и эффективного распоряжения национальными ресурсами в интересах общества.

Очень важно обеспечивать открытость и прозрачность органов  власти, чтобы граждане имели возможность узнать, на что расходуются их деньги. Информация о том, как организация функционирует, и как принимаются решения, составляет важный элемент борьбы с коррупцией. Одним из инструментов такой работы является последовательное внедрение системы «Электронного правительства».

Органы государственной власти и муниципального управления должны совершенствовать свои связи с общественностью и средствами массовой информации, в том числе использовать их для того, чтобы активно пропагандировать практические результаты своей работы, свидетельствующие об успехах в борьбе с коррупцией.

Необходимо активизировать разработку и совершенствование законодательства, касающегося сигнализирования о нарушениях. В частности, необходимо сделать ясной и простой процедуру подачи жалоб гражданами в тех случаях, когда они сталкиваются с вымогательством взяток или просьбами о «пожертвовании» со стороны государственных и муниципальных  чиновников, либо когда им становится известно о сговоре или иных коррупционных действиях, как в частном, так и в государственном секторе. Одновременно важно оперативно расследовать такого рода обращения и обеспечить защиту граждан от возможного преследования со стороны коррумпированных чиновников.

Одним из эффективных инструментов может стать создание общественного объединения (ассоциации, союза) для осуществления противодействия коррупции и представления интересов лиц, столкнувшихся с фактами коррупции.

Кроме того, внутри самих организаций государственного и муниципального управления необходимо создать систему эффективной защиты и безопасности лиц, которые являются свидетелями коррупционных деяний и принимают участие в рассмотрении дел, связанных с такими деяниями.

 

Совершенствование системы государственного контроля

Недостатки в системе внешнего и внутреннего государственного контроля за расходованием средств федерального бюджета, включая средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, создают возможности для коррупции.

 В целях профилактики рисков коррупции и финансовых нарушений необходимо систематически проводить оценку эффективности систем внутреннего финансового контроля и антикоррупционной безопасности в органах государственного и муниципального управления.

Методика оценки качества внутренних систем профилактики (предупреждения) коррупционных рисков в органах государственного и муниципального управления (включая порядок соответствующих проверок) могла бы включать в себя следующие критерии:

  • наличие в органах государственной или муниципальной власти внутренней программы профилактики коррупции;
  • наличие механизма контроля за соблюдением установленных антикоррупционных мер;
  • наличие необходимых административных регламентов и иных актов, регламентирующих оказание данным ведомством соответствующих государственных или муниципальных услуг, реализацию функций контроля и надзора, а также иных юрисдикционных полномочий;
  • установлен ли и каким образом осуществляется общественный контроль за деятельностью данного государственного или муниципального органа;
  • обеспечивается ли и каким образом прозрачность принимаемых решений, а также в целом открытость деятельности органа, включая сферы распределения бюджетных средств и осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд;
  • обеспечивается ли и каким образом реагирование на критику, в т.ч. и содержащуюся в СМИ;
  • осуществляется ли в соответствии с установленным порядком контроль за соблюдением государственными и муниципальными служащими установленных законом запретов и ограничений;
  • установлены ли критерии подбора кадров;
  • образована ли комиссия по урегулированию конфликтов интересов и обеспечивается ли ею выполнение поставленных задач;
  • осуществляется ли оценка нормативных правовых актов данног государственного или муниципального органа на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, частота проводимых на этот предмет экспертиз и принятые меры (исключение коррупциогенных факторов из правовых актов, отмена действовавших правовых актов полностью и т.д.).